Действительно ли прослушивание Моцарта способствует развитию детей

0
49

Многие родители требуют, чтобы их отпрыски с ранних лет, задолго до поступления в школу, добивались определенных результатов. И чем меньше в семье детей, тем больше надежд возлагают на них родители.

Из самых лучших побуждений, желая, чтобы чадо добилось успеха в жизни, взрослые лишают его детства, не оставляя времени на игры. А современные детские игры все больше и больше превращаются в упражнения, способствующие духовному и личностному развитию подрастающего поколения.

Музыка играет далеко не последнюю роль в развитии ребенка.
Музыка играет далеко не последнюю роль в развитии ребенка.

Неудивительно, что в определенный момент консультанты по вопросам воспитания обратили внимание на музыку. Музыкальные занятия можно начинать гораздо раньше, чем математические или речевые. Дети с удовольствием слушают музыку, и, исходя из всего того, что излагалось в предыдущих главах, она действительно полезна для их интеллектуального, эмоционального и социального развития. А вот как использовать музыкальные занятия в комплексе с другими методами воспитания?

Поклонникам музыки (к которым, разумеется, относятся и ее исследователи) такая постановка вопроса не по душе. Разумеется, они убеждены в том, что музыка положительно влияет на общее развитие, но сомневаются в возможности ее применения для достижения побочных целей.

Заниматься музыкой нужно ради самой музыки, а не для того, чтобы лучше решать математические задачи.
Заниматься музыкой нужно ради самой музыки, а не для того, чтобы лучше решать математические задачи.

«Если считается, что, изучая немецкий язык, дети учатся читать и писать, пишет берлинский философ Ральф Шумахер, то от уроков музыки нередко ожидают не только приобретения навыков пения и, например, игры на фортепиано, но еще и улучшения результатов в других, немузыкальных дисциплинах».

Шумахер написал для Федерального министерства образования и науки брошюру под названием «Делает ли Моцарт умнее?» о том, способствует ли музыка улучшению способностей ребенка. В ней он ссылается на опубликованную в 1993 году в уважаемом журнале «Nature» научную работу, посвященную изучению так называемого «эффекта Моцарта», и демонстрирует, как могут быть раздуты и сфальсифицированы скромные результаты исследований.

Статья в «Nature» называлась «Music and Spital Task Perfomance» («Музыка и решение пространственных задач»). Ее авторы Фрэнсис Раухер и Гордон Шоу из Калифорнийского университета излагали результаты своего исследования, утверждая, что смогли доказать положительное влияние музыки Моцарта на познавательные способности. В ходе эксперимента 36 студентов (вероятно, психологического факультета) поделили на три группы. Первая слушала фортепианную сонату Моцарта, вторая проходила сеанс релаксации, третья просто сидела в полной тишине. Затем студентам предлагалось выполнить тест на объемное мышление: сложить несколько раз лист бумаги, сделать на нем надрезы и предсказать, какую форму примет лист, когда его снова развернут.

Если ребенок не только слушает, но и творит музыку, это говорит о его высоком развитии.
Если ребенок не только слушает, но и творит музыку, это говорит о его высоком развитии.

Группа слушавших музыку Моцарта показала результаты, превышающие показатели остальных двух групп. Эффект, однако, наблюдался не слишком долго: при повторном проведении теста через 10-15 минут их преимущество не проявлялось.

Вывод о том, что Моцарт делает нас умнее, не следует делать по нескольким причинам. Во-первых, участники эксперимента не стали в целом умнее, у них наблюдался только очень кратковременный эффект улучшения способностей. Во-вторых, прежде чем тестировать влияние музыкального воспитания на головной мозг, следовало изучить индивидуальную музыкальную биографию каждого из испытуемых.

Нельзя делать вывод по поводу музыки Моцарта, не сравнив ее воздействие с влиянием какой-то другой, скажем, Баха или композиции в стиле хеви-метал.

Но громкое имя Моцарта сделало свое дело статью тут же стали цитировать средства массовой информации, заговорили об «эффекте Моцарта». Тут же нашелся некто Дон Кэмпбелл, который запатентовал этот термин и с его помощью бойко торгует книгами и CD, гарантирующими помощь в любых жизненных ситуациях. Раухер и Шоу тоже не упустили возможность воспользоваться шумихой и основали институт с названием «The Music Intelligence Neutral Development Institute (MIND). Шоу опубликовал книгу «Keeping Mozart in Mind» («Помня о Моцарте»).

Политики, разумеется, не остались в стороне: в штатах Теннесси и Джорджия каждый новорожденный получает в подарок от губернатора CD с музыкой Моцарта.

Классическая музыка очень нравится детям, возможно, они чувствуют некий ее посыл.
Классическая музыка очень нравится детям, возможно, они чувствуют некий ее посыл.

Фрэнсис Раухер даже вознамерилась доказать положительное воздействие классической музыки на животных. В 1998 году она сообщила о серии опытов над эмбрионами и новорожденными детенышами крыс. Прослушавшие музыку животные якобы быстрее находили выход из лабиринта, чем входившие в контрольную группу.

Однако психолог Кеннет Стил из университета Аппалачи написал экспериментаторам, что воздействие музыкой на детенышей крыс занятие бесполезное, поскольку крысы рождаются абсолютно глухими, и даже взрослые особи не воспринимают звуков фортепиано.

Этот курьез вызвал сомнения и по поводу первоначальных исследований. Многие ученые пытались их повторить с переменным успехом. Но наибольшую критику вызвали далеко идущие выводы, которые Раухер и Шоу сделали на основе своих тестов.

Дети должны слушать музыку, иначе они перестанут ощущать прекрасное вокруг себя.
Дети должны слушать музыку, иначе они перестанут ощущать прекрасное вокруг себя.

Психолог Гленн Шелленберг из университета Торонто проделал целую серию экспериментов по поводу «эффекта Моцарта». Они оказались успешными, но одновременно обнаружился также «эффект Шуберта». А когда студентам любителям триллеров читали вслух захватывающую историю, возникал кратковременный «эффект Стивена Кинга».

Чтобы это еще раз проверить свои убеждения, Шелленберг провел аналогичный эксперимент с мрачным сочинением барочного композитора Томмазо Альбинони, и никакого «эффекта Альбинони» не установил. Зато у дошкольников возникал «эффект детских песенок».

Бодрая, соответствующая возрасту и вкусу маленьких слушателей музыка творит чудеса.
Бодрая, соответствующая возрасту и вкусу маленьких слушателей музыка творит чудеса.

Теперь Фрэнсис Раухер заявляет, что не стоит связывать слишком радужные надежды с открытым ею «эффектом Моцарта». «Нельзя утверждать, что Моцарт делает нас умнее», сообщила она в 2006 году венской газете «Falter». Она также не советует беременным женщинам покупать CD в надежде повысить интеллект будущего ребенка, считая, что это может нарушить у плода ритм сна, но если женщине нравится, допустим, хеви-метал, пусть слушает его во время беременности, поскольку для младенца важно, чтобы мать была в хорошем настроении.

Тезис о том, что пассивное слушание музыки делает нас умнее, не получил доказательств.

Как насчет активного музицирования? Мы уже убедились, что во время игры на каком-либо музыкальном инструменте или пения в хоре в головном мозге происходят значительные изменения.

Может быть, это повышает способности и в других областях деятельности? Стоит попробовать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here