Требования в современной системе народного образования к «первоклашкам», то есть детям, идущим в первый класс, изменяются практически каждый год. И не во всех странах СНГ они одинаковые. О том, что должен уметь будущий первоклассник — наш сегодняшний разговор.
Конец мая — это пора выпускных. Взрослые дети заканчивают школу, а из детских садов выпускаются будущие первоклассники. Столько переживаний и тревог предстоит пережить мамам и папам. Ведь требования в начальной школе к первокласснику выросли за последние несколько лет. Требования то выросли, а дети остались прежними.

Готовимся к школе с рождения
Совсем недавно теоретики от педагогики решили, что детей надо готовить к школе чуть ли не с пеленочного возраста. Когда с высоких трибун озвучили это решение, в стране, как грибы после теплого летнего дождя, запестрели объявления частных детских развивающих центров. Их владельцы, конечно, делают доброе дело для родителей детишек, не все из которых обладают терпением и педагогическим мастерством научить своего ребенка рисовать, читать по складам, красиво писать буковки, разучивать стишки и изучать с раннего возраста иностранные языки.
Помимо развивающих центров в каждой средней школе для будущих первоклашек микрорайона по субботам проводятся платные занятия, которые так и называются «Подготовка к школе». Туда с радостью водят сотни детей, а учителя начальной школы их уму-разуму обучают. Вот только новомодного тестирования по окончании таких курсов не проводят. А потому степень усвояемости каждым конкретным ребенком азов чтения, письма, счета определить сложно.
Впрочем, это не столь страшно, ведь ребенка все равно приведут в первый класс, где его начнут уже обучать по настоящему.

Что же должен знать и уметь первоклассник
Итак, чего же все-таки ждут классные дамы от приходящих к ним в сентябре мальчишек и девчонок?
Ребенок должен знать, конечно, как его зовут, и уметь представляться. Очень желательно, чтобы он мог сообщить имена своих родителей. С отчествами мамы и папы могут возникнуть трудности, поскольку не все дети к разряду «вундеркиндов» относятся.
Сможет ли каждый ребенок прочитать алфавит русского языка, вопрос тоже сомнительный. Этому вроде бы на подготовительных курсах обучают, но многие ребятишки все-таки непоседливы и приобретенные знания без постоянной тренировки у них быстро улетучиваются.
Пришедший в школу первоклассник должен иметь представление об элементарных навыках счета, письма и чтения, но систематизировать его знания – это уже прямая обязанность классного руководителя.
Потому, что дети все разные
Теория теорией, а на практике все оказывается иначе. Не все же родители имеют возможность водить своих сыновей или дочерей на платные подготовительные курсы, да и не у всех детей генетикой заложены одинаковые способности к учебе.
Писать методические рекомендации для родителей и практикующих учителей особых навыков не требуется. А вот дать качественные знания дошкольнику, которыми он смог бы грамотно оперировать с первых дней в школе, задача более сложная, не каждому наставнику доступная.

Так что нашим мамам и папам, бабушкам и дедушкам, желающим облегчить первые месяцы учебы в школе, нужно порекомендовать, самостоятельно заниматься развитием своих детей. Читать им сказки и интересные рассказы, разучивать стихи, учить считать и писать, обязательно разговаривать с ребенком, чтобы он учился высказывать мысли в слух.
Подготовка в семье
Ни один развивающий центр, никакие платные курсы по подготовке к школе не в состоянии дать ребенку глубоких и уверенных знаний, которые способны прививать только родные люди, так как ребенок родителей уважает, верит им с раннего детства. Так что здесь вдумчивым и заботливым родителям нельзя ни в коем случае терять свою инициативу и свой авторитет в глазах ребенка.
Узнать же о конкретных требованиях к первоклашкам и в конкретном регионе сегодня особого труда не составит, достаточно обратиться в школу, которую будет посещать малыш.