Основой трудового воспитания детей является воспитание сознательного отношения к труду.
Помочь в этом может активный трудовой процесс. Существует четыре этапа трудового воспитания:
- Привитие ребёнку желания работать, что является психологической подготовкой к трудовому процессу.
- Развитие у ребёнка бережного отношения к результатам труда, творческого отношения к процессу труда, что даёт ребёнку возможность почувствовать значимость работы.
- Освоение навыков работы и приобретение первоначальных знаний о тех или иных профессиях, что является практической подготовкой к труду.
- Подготовка к сознательному выбору будущей профессии.

Процесс трудового воспитания детей многогранен. Сформировать у ребёнка готовность трудиться можно на следующих этапах:
Дошкольный период
Это время, когда детей следует приучать к бытовому труду и формировать у них соответствующее отношение к нему.
При этом важно, чтобы трудовое воспитание осуществлялось параллельно с воспитанием в семье.
Неоспоримым фактором трудового воспитания дошкольников является доступность и наглядность тех или иных видов домашнего труда, которые взрослые члены семьи каждый день выполняют на глазах ребёнка.
Именно семья обладает наибольшим потенциалом для того, чтобы развивать у детей трудолюбие.
Он может почувствовать результаты этого труда, а также участвовать в домашней работе, периодически помогая взрослым. Совместная работа ребёнка с взрослыми помогает ему сформировать первичные трудовые навыки, а также научиться более рациональным приёмам работы. Помогая своим родителям, ребёнок будет получать настоящее удовольствие от своего труда. Поэтому без преувеличений можно сказать, что трудовое воспитание детей – это одна из первостепенных обязанностей семьи.
Начальная школа
На этом этапе происходит обучение ребёнка простым трудовым приёмам, а также его знакомство с наиболее распространёнными профессиями.
Огромную роль в этом процессе играет детсадовское трудовое воспитание.
При задействовании детей в трудовом процессе нужно обязательно учитывать такие факторы, как физиология ребёнка, особенности его организма и психического состояния, а также индивидуальные наклонности и интересы. В процессе работы дети контактируют друг с другом, с различными предметами, со средствами, необходимыми для выполнения той или иной работы. Всё это основывается на взаимоотношениях, складывающихся в процессе труда, и способствует формированию личности учащегося.
Старшая школа
При обучении в старших классах детям прививаются навыки тех профессий, которые наиболее востребованы в каждом конкретном регионе.
В семье
Трудовая занятость человека, то удовольствие, которое он получает от работы, являются надежной гарантией того, что у него удачно сложится жизнь.
Роль трудового воспитания, проводимого в семье, переоценить сложно.
Очень хорошие результаты в этом вопросе приносят коллективные семейные трудовые дни. Работая бок о бок с взрослыми членами семьи, дети намного лучше обучаются рациональным способам организации как трудового процесса, так и рабочего места. Они постигают приёмы работы и правила техники безопасности.
Примером такого совместного труда может быть благоустройство квартиры, либо организация условий для совместного отдыха.
Можно заняться коллективными делами с привлечением соседей, например, благоустроить территорию возле дома или оборудовать детскую площадку.
Результатом трудового воспитания должно стать безоговорочное понимание ребёнком того, что работа – это необходимость. Кроме того, он должен научиться помогать своим родителям.